Остатки роскоши: монументальные мозаики в Нальчике
Визуальные коды города заключены в массе вещей: ландшафт, застройка, подсветка на площадях, уличное искусство. Все вместе это создает образ города, общую атмосферу, но чтобы понять, чем город дышит, следует рассмотреть детали, элементы, из которых складывается его история.
Пожалуй, мозаичные панно из смальты, столь популярные в советский период нашей истории, — именно такие элементы. Многие из мозаик находятся вне общего доступа — на оставленных или ремонтируемых объектах. Но корреспонденты «Балкона» постарались собрать для вас те, которые можно рассмотреть, не врываясь на закрытые территории.
От эскиза до остановки
Масштабные изменения пришли в советскую архитектуру вместе со стилем, который впоследствии получил название советский модернизм. Одним из важных принципов этого стиля стала борьба с излишествами. Как ни странно, мозаичные панно, украшавшие постройки как изнутри, так и снаружи, под этот нож минимализма не попали. Зато они обратились в едва ли не единственное выразительное средство, позволяющее спастись от общей обезличенной серости микрорайонов-хрущоб.
Мозаики были, без сомнения, дорогостоящим и трудоемким видом монументального искусства. Панно обычно выкладывали из смальты — цветного непрозрачного стекла, произведенного по особой технологии. В Нальчик это стекло привозили из украинского Лисичанска. Уже здесь, на месте, его раскалывали на сантиметровые пластинки. Затем создавался проект зданий, на котором отмечались цвет, размер и ритм будущей мозаики. Эскиз на бумаге — картон — разрабатывался в размере 1×10. После мозаику либо сразу выкладывали на стене, либо предварительно собирали на земле, заливали бетоном, а плиты с готовой композицией монтировали на фасад.
— В 1980-е Художественный фонд поручил украсить остановочные комплексы вдоль дороги в Шалушку, — вспоминает художник Анатолий Маргушев. — Чтобы выложить метр, требовался целый день кропотливой работы. Мы создавали сюжеты небольшими мазками, как импрессионисты. Издалека мозаики «вибрировали» и смахивали на акварель.
Одуматься и сохранить
После распада СССР остановки исчезли, по мнению Маргушева, их снесли просто потому, что изменилась мода. Не менее печальная участь постигла и другие мозаики. Однако сегодня, когда мозаичные панно в городском пространстве превратились едва ли не в музейные экспонаты, они выглядят в разы современнее всего того, что выстроили вокруг в последующие годы.
Ключевая проблема монументального искусства — атрибуция и защита. Народный художник Р Ф Герман Паштов считает, что за сохранение объектов должны выступать и первые лица КБР, и региональные Союзы художников и архитекторов:
— При реконструкции здания кинотеатра «Родина» в Красноярске остался один фасад. Рабочие укрепили стену, чтобы сохранить мозаику. Теперь в здании открыли Дом дружбы народов Красноярского края, чем мы хуже? Пора одуматься и сохранить хотя бы то, что осталось, к этому обязательно должны присоединиться городские и районные администрации нашей маленькой республики.
Фантомас
Мозаика художника Виктора Абаева расположена с задней стороны стелы за памятником погибшим комсомольцам в Ореховой роще. От этого значение ее как будто теряется. Обогнув Фантомаса, натыкаешься на уносящуюся ввысь женщину. Спиралевидная фигура, разведенные в стороны руки. Центр композиции — сосредоточенное открытое лицо с глубокими тёмными глазами. С какой стороны ни встань, эти глаза то ли из-за наклона головы, то ли из-за непривычного положения, будто направлены на зрителя. Преобладает палитра из желтого, бурого, выцветшей терракоты и серого с зелёным подтоном.
Кондитерская фабрика
Двухэтажное здание фабрики давно стоит закрытым. По пыльной Кирова три девушки несут одно слово — «мир». Силуэты будто обведены шариковой ручкой, а столь разные типажи отлично вписываются в современное понятие дайверсити, когда красота может быть любой, а рост, вес и возраст не имеют значения. На лозунгах мелькают орфографические ошибки, но они не мешают улавливать главную мысль, высказанную на трех языках.
Молочный комбинат
Как выглядит Кабардино-Балкария с высоты птичьего полета? Поля, расползающаяся сетка рек, Эльбрус. Мозаика на улице Мальбахова и сама будто парит, выглядит удивительно легкой, ничем не скованной. Это проявляется в заметной диспропорции объектов. На фасаде изображен горный пейзаж то ли с туром, то ли с другим рогатым животным. Цвета насыщенные, чистые, как и стихии, которые они символизируют: воду, землю, воздух и огонь.
Комбинат Искож
Познакомиться с монументальных искусством 1960−1970-х годов легче всего именно на Искоже, мозаики на заборе будто иллюстрируют историю. Первая — усредненный товарищ на тракторе въезжает в мир горца и несет за собой госпланы развития промышленности. Вторая — картины традиционного уклада местных жителей сменяются советскими пятилетками. Третья — машина теснит скакуна, индустриализация — природу. Сюжеты отражают действительность тех лет и носят идеологический характер. Мозаики прославляют партию, успехи в производстве, покорение космоса и, конечно, тот комбинат, который образовал целый район.
Курзал
Фрагмент мозаики на Курортном зале выполнен не из смальты, а из керамических плиток. Это отличает его от прочих городских украшений такого типа. Сегодня это небольшой сохранившийся кусочек крупного панно, в 1970-е украшавшего здание со стороны главного входа по Шогенцукова. Пожалуй, это самая нетипичная из нальчикских мозаик: здесь нет ни привычного образа «нового человека», ни национальных мотивов, ни славных достижений пятилеток. Два отрывка, будто пробившихся из-под белой краски, сохранили идиллическую картину с парой взрослых и многочисленными детьми. Вертикальная композиция, как в египетских настенных росписях, навевает мысли о Древнем мире, где над землей и облаками властвует то ли человек-бог, то ли бог-человек.
Грушевая роща
Национальные мотивы и растительные орнаменты встречаются почти во всех сохранившихся мозаиках. Центральную композицию среди танцующих на панно в санатории «Грушевая роща» занимает яркая маска. Так художник Герман Паштов изобразил ажагафа — персонажа, который является символом праздника и веселья в кабардинском фольклоре. По словам Паштова, он старался сделать панно в помещении, предназначенном для концертов и встреч, похожим на гобелен, создать ощущение легкости.
Несостоявшиеся проекты
Мозаики практически исчезли с фасадов нальчикских зданий, но даже немногочисленные фрагменты показывают, что наполнить место историей можно разными способами. Монументальное искусство отражало не только идеологию, но и интересы горожан, с его помощью легче представить, какой была их повседневная жизнь. Сегодня, когда заброшенные объекты потеряли свой функционал, мозаики становятся доказательством некогда кипевшей в них жизни.
Художник Анатолий Маргушев признается, что сохранил четыре тонны смальты, однако не может найти заинтересованных клиентов больше двадцати лет. Последний заказ на мозаику автор получал в конце 1990-х.
— Год трудился над эскизами, которые должны были украсить три фасада нынешнего КБГАУ, — вспоминает Маргушев. — Их утвердили, оплатили картоны в полную величину, но началась инфляция, и проект свернули. Мне кажется, тематические мозаики вписались бы в Национальный музей КБР и Дворец культуры профсоюзов. Вместе с Владимиром Эздековым мы представили эскизы большого цветного панно для ДК, но заказчиков так и не нашлось.
На фоне проснувшегося интереса к советской тематике в России и других странах нужно менять принцип работы, считает архитектор Заур Матуев. Он предлагает использовать смальту для новых проектов.
— Например, облицевать лестницу за памятниками Мечиева и Пачева в Атажукинском парке, — рассуждает Матуев. — Хочется превратить ее в культурное, знаковое место, включить таким способом в городское пространство, проводить там вернисажи, музыкальные вечера. Проблему финансирования можно решить, привлекая к работе студентов творческих вузов. Для них столь крупный проект будет отличной практикой. Новый арт-объект наглядно продемонстрировал бы ценность и красоту советского модернизма и, возможно, привлек бы заказчиков.