ПРОЕКТЫ

Летняя платформа 2020. День первый

Что связывает «Летнюю платформу» с Домом профсоюзов и чему посвятить ближайшие два вечера?

Птица Феникс, как известно, имеет свойство возрождаться из пепла. Также и с жизнью города — после самоизоляции она снова расправляет крылья, в том числе и яркие фестивальные. «Летняя платформа» вопреки всем преградам открыла свои двери для всех желающих.

Бежали от непогоды

21 августа Дом профсоюзов, что на проспекте Ленина в Нальчике, приютил фестиваль городской культуры «Летняя платформа», который должен был состояться в арт-пространстве «Периметр». Решающую роль в переносе сыграла погода, которая оказалась не согласна с творческими планами жителей Нальчика. Ну, или кто-то просто танцевал танец дождя и увлекся. Так или иначе, находчивое руководство «Платформы» и отзывчивое руководство Дома профсоюзов смогли найти выход. От неожиданного шага со сменой локации фестиваль, кажется, только выиграл.

Архитектура в профсоюзах торжественная с легким налетом помпезности. Вкупе с нарочито неофициальным форматом самого фестиваля это дало эффект уюта, «ламповости», некоторой ностальгии по советскому прошлому. Несмотря на то, что выбор площадки стал как будто бы внезапным, он не случаен. Профсоюзы могут стать домом для еще одного большого фестиваля, который пройдет осенью.

 — На Летней Платформе мы показываем, что такое городская культура и городская идентичность, и что такое быть нальчанином, — объясняет один из организаторов Булат Халилов. — Наши цели — поиск чего-то аутентичного, свойственного нашему городу, преобразить различные инициативы, институции, проекты людей извне, делающих какие-то необычные вещи, которых в Нальчике нет, но нам бы хотелось их видеть. Можно сказать, что мы нацелены на горожан, представляющих различные сферы интересов и социальные классы.

Халилов считает, что ключ к развитию города именно в выстраивании коммуникации и горизонтальных связей, превращению его в комфортное и интересное пространство для каждого жителя и гостя.

Такие разные гости «Платформы»

Организаторы принципиально избегают громких имен, разрекламированных лекторов и слишком известных групп, предпочитая отыскивать самых интересных, значимых и нестандартных спикеров и музыкантов. Для команды фестиваля важен искренний интерес к событию и всем его участникам, а не привлечение внимания с помощью раскрученного бренда. Впрочем, фестивали «Платформы» уже сами становятся площадкой, формирующей интересы и задающей новые тренды.

Еще в прошлом году «Платформа» стала площадкой, на которой происходило не только культурное обогащение, но и развивались новые идеи. За этот год посетители фестиваля повзрослели, а кое-кто даже вернулся в новом качестве.

 — Я не первый раз здесь, и то, что «Платформа» делает в городе, очень интересно и необычно, — поделилась впечатлениями Далия Бешто. — Сколько я себя помню, у нас было мало подобных мероприятий, на которые, к тому же, приезжали люди из других городов. Надеюсь, с каждым разом о таких фестивалях будет узнавать, как можно большее количество людей и особенно молодежь, ведь это замечательная возможность узнать что-то новое, стать частью необычного и важного культурного события.

Далия объясняет, что в этом году она на фестивале не просто гость:

 — Если в прошлом году я приходила послушать лекции и музыку, то в этот раз представляю редакцию The Swings Magazine и буду писать про фестиваль. Хочу, чтобы о нем узнали за пределами Кабардино-Балкарии, например, люди из Санкт-Петербурга и Москвы. Мне очень интересны лекции, так как они затрагивают тему культуры и искусства, но музыка мне все же ближе, а музыкальная программа в этот раз очень сильная.

Дождь, явно решивший за день выполнить месячную норму, не помешал прийти на «Летнюю платформу» самой разной аудитории. Студенческая молодежь, интеллигенция, люди искусства, гости из других городов. Далеко не все посетители фестиваля могут назвать себя постоянными поклонниками — «Летняя платформа» образца 2020 радует новыми лицами и среди выступающих, и в зрительном зале.
 — С «Платформой» я знаком довольно долгое время, но на фестиваль пришел впервые, больше всего заинтересовала именно музыкальная часть. Не пожалел — здесь очень душевно, музыка и атмосфера просто непередаваемые. Теперь хочу пойти на второй и третий день, послушать разных исполнителей и разные жанры, — 24-летний предприниматель Таймураз первый день фестиваля оценил положительно. — Очень важно развивать разные направления, чтобы каждый человек в республике мог найти что-то, что ему нравится.

Лекция из «Гаража»

Открыла первый фестивальный день лекция куратора музея современного искусства «Гараж» Андрея Мизиано «Работая с локальным. Выставка как исследование». Молодой человек оказался в Нальчике впервые.

 — Благодаря своим дружеским связям воспринимаю этот город, как хорошо знакомый, — отметил Андрей. — Я бы хотел выразить огромную благодарность Булату Халилову, который связался со мной за много месяцев до фестиваля и предложил сотрудничество. У меня была возможность подумать и подготовиться. Тот факт, что моя лекция открывает этот фестиваль, явился для меня приятной неожиданностью, я считаю, что это очень почетно.

Мизиано рассказал о своей кураторской деятельности, работе со специфичными художниками и экспозициями. Также в формате открытого диалога куратор музея «Гараж» обсудил с посетителями фестиваля специфичные особенности современного и классического искусства, место художника в нынешней системе ценностей и ответил на вопросы о тонкостях своей работы.

К сожалению, не все заявленные участники программы вышли на сцену — лекция Павла Амирова отменилась по техническим причинам, а Заур Нагоев не смог присутствовать по состоянию здоровья, но организаторы не теряют надежды увидеть их вна грядущих фестивалях.

От слов к музыке

Музыкальную программу открыло выступление гармонистки Сюзанны Тхалиджоковой. Алан Шеуджен, знакомый нальчикским слушателям как один из членов группы «Jrpjej», поддержал девушку, аккомпанируя ей на инструменте под названием пхацыч.

За плечами Сюзанны Тхалиджоковой уже 15 лет профессиональной музыки, победы и призовые места в различных конкурсах. Как отметил Булат Халилов, представляя музыкантов, Сюзанна — тот самый человек, чье исполнительское мастерство помогает сломать границу между академической и народной музыкой. И в самом деле — профессиональное, виртуозное владение инструментом и полное погружение в материал позволяют слушателю оценить сложную мелодическую структуру, невероятную эмоциональность и глубину звучания национальной гармоники.

 — Мне хочется поблагодарить публику за то, что она мне очень помогала эмоционально. Благодаря этому я, возможно, и справилась, — говорит Сюзанна. — Все те произведения, которые я сегодня играла, я люблю всем сердцем. Как правило, я не делю музыку на любимую и не любимую, но то, что сегодня звучало со сцены, мне ближе всего.

Издалека долго, но не зря

Сезонные «Платформы» уверенно завоевали популярность у жителей Нальчика и Кабардино-Балкарии в целом, но что еще важнее – на фестивали регулярно приезжают люди из-за пределов республики. Это ли не первые шаги к развитию событийного туризма? Да, путь еще долог и непрост, но начало положено. Помимо горожан, «Платформу» посетили и гости из соседних республик. Кое-кто, как например, хореограф из Владикавказа Светлана, даже приехал на выступление конкретного артиста:

- Мы здесь благодаря выступлению DJ RK. Здесь все очень здорово, когда мы только зашли в зал, сразу заметили, что тут все на позитиве, мы почувствовали себя комфортно. Мы очень ждем Рому, у него очень крутая музыка. Вообще, о его творчестве мы узнали случайно - так получилось, что мы попали на день рождения художника Керима Аккизова, а Рома там играл. Нам так понравилось то, что он делает, что мы просто не могли не приехать сегодня.

Именно выступление DJ RK и закрыло первый день фестиваля. Нальчане могли запомнить его, как коллекционера винила и человека, чей нетривиальный подход к диджей-сетам способен вывести отношение любого человека к танцевальной музыке на новый уровень. Миксы и музыкальные подкасты DJ RK – настоящее увлекательное путешествие в мир современного электронного звука, вызывающее желание не только танцевать, но и внимательно, вдумчиво слушать. Возможно, именно такой подход нужнее всего аудитории фестиваля – во всяком случае, посетители первого дня такой финальный штрих оценили и весьма воодушевленно поддержали.
Марина Мазуренко
текст
Татьяна Свириденко
фото

Читайте также