DJ RK

Руководитель трансцендентного праздника

Музыкальные жанры и узнаваемое звучание формируются не только и не столько модными продюсерами и крупными лейблами. Гораздо чаще это происходит под влиянием энтузиастов, полуподпольных объединений и независимых артистов. Раньше саунд тесно был связан с географией: за техно отвечали Берлин и Детройт, за хаус – Чикаго, за трип-хоп – Бристоль и так далее. В России тоже были очаги уникальных явлений. Например, вокруг Омска сформировался сибирский панк-рок, откуда вышли всем известные Егор Летов и «Гражданская Оборона».
Между прочим, Нальчик девяностых и нулевых тоже претендовал на культовый статус – в узких кругах город называли маленьким или кавказским Ливерпулем. Гитарной музыки было здесь много, но в полноценную сцену все это так и не оформилось.
Музыкальный мир Нальчика не так однообразен, как кажется многим. Чтобы расширить представления наших читателей о сегодняшнем музыкальном пространстве города, мы поговорили с RK – диджеем и собирателем винила. Большинство местных диск-жокеев делают подборки к коктейльным вечеринкам и стараются выглядеть за пультом модно как Тиесто или Пол ван Дайк. RK тщательно подбирает материал от мрачного зубодробительного техно до солнечного фанка, приглашая слушателя не только танцевать, но и отправиться в путешествие по неизведанным территориям.

Мечты и стечение обстоятельств

— С чего началось твое увлечение винилом?
Сколько себя помню, всегда что-то собирал: значки, марки, фотографии голливудских актеров. В 1990 впервые осознанно купил первую аудиокассету (уже не помню исполнителя). С тех пор почти все карманные деньги стали уходить на приобретение кассет, а затем и компакт-дисков.
- Как же ты перешел на винил? Есть ли в этом элемент любви к ретро?
В 2007 году мой товарищ попал в трудную финансовую ситуацию. До этого в приватных беседах я много говорил о виниле, о «культуре диджеинга». Мечта сбылась, когда без предупреждения он принес два английских проигрывателя с ременным приводом, поставил передо мной, объявив цену за них. Не имея всей суммы, я попросил отсрочку. И получил! Не думаю, что в этом есть элемент ретро. Скорее это естественное продолжение моего движения в сторону познания культуры
- Где ты находишь пластинки и как понимаешь, какую купишь?
Найти и получить пластинку - не проблема. Для этого нужны желание и интернет. Discogs, Juno, Bandcamp, различные паблики в социальных сетях. Покупка виниловых пластинок доставляет мне большое удовольствие. Это общение с авторами, единомышленниками, новые знакомства. Что касается понимания, какую именно пластинку купить, то это дело вкуса.
Винил давно перестал быть вещью из прошлого типа ч/б телевизора с выпуклым экраном и бабушкиным платочком сверху. По данным издания The Vinyl Factory, в 2016 году в Великобритании продажи винила побили рекорд 1988 года. И с тех пор объемы по всему миру только увеличиваются. Их не сравнить со стримингом и цифровой дистрибьюцией, но даже крупные компании типа Sony обращают внимание на этот рынок. Новый виниловый бум можно сравнить с культурой крафтовых баров – это сообщества, где люди хотят покупать уникальные и актуальные вещи. Причем, винил популярен и в России: магазины есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Казани, Ростове, Перми, Самаре и других городах.

Руками не трогать!

— Как ухаживать за пластинками?
В сети есть много информации по уходу за пластинками. Если ее обобщить, то можно выделить несколько нехитрых способов, как поддерживать в чистоте и сохранности свои пластинки. Во-первых, не стоит брать пластинку прямо за звуковую дорожку. Грязь, жир и пот с пальцев попадут в канавки. Брать пластинку можно только за края или за этикетку, так называемое яблоко. Во-вторых, после прослушивания пластинку необходимо убрать в конверт. Он защищает ее от пыли, царапин, накопления статического электричества. В-третьих, хранить пластинки нужно в вертикальном положении. Если класть их друг на друга, то нижние со временем погнутся. В-четвертых, держать пластинки подальше от солнца, тепла и влаги во избежание деформации и появления плесени и грибков. Ну и наконец, не экспериментировать со средствами для чистки. Я использую специальную щётку и тряпочки из микрофибры. Для более тщательной очистки использую сертифицированные чистящие жидкости.
- Как выбрать аппарат для прослушивания и где его купить?
- В первую очередь нужно понимать, что для прослушивания винила одного проигрывателя недостаточно. Набор необходимых устройств выглядит так: проигрыватель, фонокорректор, усилитель и колонки. Для того, чтобы выбрать проигрыватель необходимо определиться с целью приобретения. Если аппарат нужен для домашнего прослушивания, то подойдет бюджетный вариант с ременным приводом и встроенным фонокорректором. Для скретчинга (ред. - звуковой эффект, получаемый ручным продёргиванием звуковой дорожки вперед-назад или только в одну сторону) и прочих диджейских штучек нужен проигрыватель с прямым приводом. Специализированные магазины предлагают сегодня большой ассортимент виниловых проигрывателей в разном ценовом диапазоне. Существует также вторичный рынок, но там почти всегда «кот в мешке». Поэтому, если и покупать бывшую в употреблении технику, то только у проверенных продавцов.

Драматургия микса

- Назови пять самых важных пластинок в коллекции
Сложный вопрос. Они все важны для меня. Но некоторые пластинки, действительно, доставляют особое удовольствие при прослушивании.

  • Mindstreaming - Conflict 1
  • Various - Princes of Abzu
  • Various - Culted001
  • Red Axes - Trips#2: in Vietnam
  • Simple Symmetry - Gilgamesh
— Самая дорогая пластинка в коллекции
Sharon and Musarrat - Chal Disco Chal, 1981. Около 5000 рублей
- Что нового появилось в коллекции за последнее время?
  • Various - Ombra International 008
  • J.A.K.A.M. - Rebirth
  • Bear Bones, Lay Low - Voces De Humo
  • Various - Princes of Abzu vol.2
  • Nicola Cruz - Hybridism
— Кто такой DJ? Как ты выстраиваешь свои сеты?
Сегодня трудно встретить человека, который не располагал бы общими представлениями о том, кто такой DJ. Он был в центре музыки с момента первого проигрывания пластинки на радио в 1906 году. Для меня DJ – руководитель трансцендентного праздника. Драматургия микса, его концепт и характер – неотъемлемая часть при составлении сета.
— Есть ли разница в подходах при выборе пластинок просто послушать для себя и для диджей-сета?
Для меня нет разницы. Все пластинки в моей коллекции были приобретены только потому, что они мне нравились. Я всегда был противником конъюнктуры и конформизма в искусстве.
Фигура диджея, его функции постоянно меняются. Если в Нальчике до сих пор живо образ либо школьного диджея, который ставит “Руки Вверх!” и “чо-нибудь национальное, по-братски” или мажорного парня из пятигорского клуба, то на мировой сцене все давно развивается в разных направлениях. Диск-жокеи сегодня не просто сводят два трека с одинаковым ритмом, но находят музыкальные алмазы в музыке прошлого, соединяют техно с нетанцевальными жанрами и задают новый контекст привычному саунду.

Диджей-сет сегодня - это не обязательно заводная последовательность танцевальных треков, а коллаж, в который может быть включено все – от классической музыки, до записей лая собак и песен перуанских шаманов. В этом смысле современный диджей стал кем-то вроде куратора и художника авангардиста. Диджей-сеты начали играть даже известные музыканты: от Тома Йорка и Бьорк до Ивана Дорна и Канье Вэста.

Почитать о становлении всего движения можно в книге «История диджеев», которая совсем недавно вышла на русском языке. Рассмотреть все разнообразие диджей-подходов можно на онлайн-платформе Boiler Room.

Готовлюсь сам не знаю к чему

— Насколько твое творчество связано c Нальчиком и вписано в местную среду?
- Оно связано с Нальчиком только тем, что я здесь живу. Здесь моя семья, мои друзья и знакомые. Что касается того, насколько оно вписано, то я «типичная белая ворона». (смеется)
— Что ты думаешь о нальчикской музыкальной среде и диджеинге в Нальчике?
Смотря с чем сравнивать. Если с городами Северного Кавказа, то здесь довольно обширная музыкальная среда. Рок, рэп, этническая и эстрадная музыка. Большое количество талантливых музыкантов всегда было визитной карточкой Нальчика. Что касается современной электронной музыки и культуры времяпровождения, то она так и не сформировалась. Заведения, которые позиционируют себя как «островки» (иногда даже как «острова») веселья и танцев, представляют собой унылые однотипные кальянные с ужасными акустическими системами и хамоватыми посетителями., в которых играет практически одинаковая музыка.
— Как карантин повлиял на твое творчество и планы?
Особо не повлиял. Я, как и до самоизоляции, ежедневно слушаю разную музыку, читаю статьи и готовлюсь сам не знаю к чему.
Булат
Халилов
текст
Митя
Лялин
фото

Читайте также