Нальчик, Дом профсоюзов, небольшой зал забит людьми. Опоздания на 20−30 минут превращаются в фишку фестиваля, лекторы из Краснодара Константин и Елена Трудик пока об этом не знают. Сегодня будут говорить о велосипедной инфраструктуре и том, как городская среда влияет на своих жителей. Задние ряды заняли мужчины за сорок, как позже выяснилось, спортсмены и любители погонять на двухколесных. Лекции они прерывают уточняющими вопросами, делятся личными историями.
Город и человек
Велосипед как инструмент экономики, велосипед как элемент бизнеса, велосипед как мощная терапия. Константин наполняет выступление цифрами и конкретными примерами из разных точек мира, Елена сосредотачивается на взаимоотношениях людей с местом, в котором они живут. Что влияет на нашу работоспособность, настроение и психику? Как мы зависим от обстановки вокруг? Город оказывается другом или врагом, выстраивает ход наших мыслей и действий.
Трудики принимают установку «Ты то, что тебя окружает» как аксиому и предлагают это самое окружение формировать самим. Константин занимается общественной деятельностью с 2012 года. Начинал с организации велопарадов и ведения блога в ЖЖ. С тех пор открыл двести велопарковок в Краснодаре, запустил коммерческий проект велошеринга. Благодаря ресурсам начались изменения, в первую очередь, в области человеческого сознания. В Нальчике он видит потенциал:
— В городе есть своя тусовка, но он не переступил порог мегаполиса — я бы хотел жить в таком месте. Небольшие населенные пункты могут привлечь фрилансеров. Например, айтишники нашли бы здесь места для работы, прогулок и развлечений. Сегодня даже региональная столица может стать центром IT, культуры или спорта, если умело развивать городскую среду.
На лекции Елена Трудик говорит о нейропластичности мозга и том, какими способами воспринимается пространство. Промежуточное состояние между малым и большим городом она считает идеальным и делится впечатлениями о Нальчике:
— Тактильно ощутила неправильно уложенные асфальт и плитку с фасками, это напрягает с точки зрения передвижения. Визуально порадовали деревья, но можно поработать над увеличением зеленых насаждений. К минусам отнесу отсутствие дизайн-кода и многочисленную рекламу. Нальчик тише того же Краснодара, потому что здесь нет крупных производств. Основной источник шума — машины, их слышно даже в парке на дальних аллеях. Из запахов точно запомню классный воздух, в районах витает сосновая нотка. Если использовать все плюсы и поработать над минусами, к примеру, снизить скорость движения в черте города, Нальчик превратится в совершенно другой город.
Музыка изнанки
10-минутный перерыв, вечер подбирается к музыкальной программе. Павел Амиров, выступающий под псевдонимом Инженер Земли, приезжает на фестиваль второй год подряд, в этот раз как лектор и диджей. «Этничность в современной музыке» он исследует в подкасте, а на сцене в Нальчике делится наиболее интересными находками.
Иран, Китай, Уганда — Амиров направляет внимание разом на все и ни на что конкретно. Традиционная музыка в мире приобретает разные формы и оттенки: от хауса до драм-н-бэйса, от черно-белого до кислотно-желтого. Мощно подобранный к лекции визуал погружает в подобие Изнанки из Stranger Things и переносит к заснеженным вершинам Азии, где символом спокойствия и эскапизма предстает музыкант в традиционном костюме уйгуров.
— Мне близко, что традиция не воспринимается как что-то давно забытое и интересное лишь людям за семьдесят, она не считается мертвой. Музыка звучит в тех же клубах, где играют хаус и техно, живет и внедряется в современный актуальный контекст — это и есть новая традиция. Нальчик — родной для меня город, проводил в нем каждое лето. Сейчас здесь соприкасаются разные стороны жизни: семья, работа, теперь и музыка.
Пост-панк, риск, медитация
Фест раскачивается вместе с музыкальной программой — на очереди ростовчане «Утро». Сайд-проект музыкантов Motorama сравнивают не с Joy Division и The Cure, а со «Звуками Му» и «АукцЫоном». Первые басы бьют по груди и голове, 20-летние, толпящиеся у сцены, одновременно ловят резкое звучание. Никогда еще о залитых солнцем крышах не пели столь мрачно, по-колдовски загадочно. «Желтым цветом налитые глаза» солиста Владислава Паршина на слабо освещенной сцене почти не смотрят на аудиторию из пятидесяти человек.
— Мы уже знали о лейбле Ored Recordings, поэтому, недолго думая, ответили на приглашение Булата Халилова. Удивились, что ему было интересно пойти на такой риск и привезти малоизвестную группу. В Ростове-на-Дону в прошлом году играли на концерте, где было примерно столько же человек. Время от времени такие выступления случаются, нам они нравятся.
В 2010 году вышел Alps и одноименный первый альбом «Утра». Десять лет спустя Motorama осталась англоязычной группой, в сайд-проекте поют только на русском.
— Мы решили попробовать сделать музыку немного в другом стиле, который тоже нравился, — говорит Паршин. — Замешали краут-рок, сёрф и пост-панк, но не было понимания, о чем петь на русском и как это может звучать. С английским было легче, там иногда какая-нибудь белиберда уже воспринимается весомо. Со временем разобрался, как изобразить в тексте то, что интересно. Не сказал бы, что есть прямое влияние фольклора, схожесть только в деревенской тематике песен, без городского стиля. В музыкальном плане мне нравится то направление, которое у нас на данный момент.
Парадокс «Утра» в том, что пост-панк здесь рисует перед глазами небо, луга и стаи птиц. Темная музыка со светлыми текстами к третьей композиции меняет привычную гитару на синтезатор и наращивает темп, к финалу выступления слэмятся даже те, кто не знает, что это значит.
Ростовчане уезжают на поезде в этот же вечер. В январе группа покинула французский Talitres и создала лейбл I’m Home Records. Теперь музыканты самостоятельно отвечают за производство и распространение, занимаются только своими проектами. Говоря о небольших фестивалях вроде Летней платформы, Паршин добавляет:
— Люди придут, послушают, вдохновятся, заинтересуются, загорятся идеями и сделают что-то хорошее, не обязательно в культурной среде. Плюс такой фестиваль может послужить примером для энтузиастов из других городов. Спасибо команде, мы очень рады были приехать.
Вечер продолжает задумчивый сет Инженера Земли — как нельзя кстати, потому что разгоряченные юнцы без сил валяются на полу. Представьте, если бы у зяби был звук, а дрожь записали на дорожку. Высокие ноты переносят в подводные глубины, ступни чувствуют вибрацию, стены отражают звук и вот-вот не выдержат, так же, как и перепонки. Завтра будет последний день фестиваля, еще один вечер музыкальных и духовных открытий, а пока вместе с сетом вечер уходит в фейд.