ПРОЕКТЫ

Летняя платформа. День третий, ушедший в ночь

Программа третьего дня «Летней платформы» оказалась крайне плотной и разнообразной — лекции Никиты Рассказова и Мурата Алтуева, ворк-шоп Степана Казарьяна и выступление группы «Пасош», точнее, как выразились сами ребята, двух ее третей в лице Петара Мартича и Кирилла Городнего. Для тех, кто на фестиваль не попал, рассказываем, почему вы это зря.

Четвертый мир и его музыка

Последний фестивальный день начался с разговора об этнической музыке и музыке стран Четвертого мира с Никитой Рассказовым, куратором британско-российского культурного фонда V-A-C. То, как Никита построил свое выступление, напомнило скорее музыкально-вербальную медитацию, чем лекцию в классическом смысле этого слова.

Рассказов предложил взглянуть на «внутренние» отношения этнической музыки в разных регионах России и музыки, которую создают музыканты, например, в Москве или других центральных городах, тем же взглядом, что и на взаимоотношения западной музыки с восточной или африканской:

— Прежде всего, идея о музыке Четвертого мира обсуждается в международном контексте, контексте напряжения между западной и восточной, африканской музыкой. И мне показалось, что очень мало говорится о том, что происходит именно здесь, в России, на Кавказе. А ведь здесь так же органично и сложно существует эта связь между тем, что мы слышим в регионах, и тем, что создают музыканты в Москве или Петербурге.
Никита отмечает, что современные музыканты совсем недавно стали обращаться к локальной этнической музыке как к тому материалу, с которым можно работать по-новому.

— У этого интереса к этнике две стороны, — рассуждает Рассказов. — Во-первых, это обращение к очень узнаваемым штампам, например, индейская или африканская музыка. А во-вторых, это попытки узнать тот материал, который лежит буквально рядом с нами, но не был записан, как это делалось в тех же Америке и Англии на волне интереса в восточной и индейской культуре. Мне показалось, что существующее разнообразие не менее масштабно, чем западное. А ведь для многих музыкантов музыка Северного Кавказа — это что-то общее, они даже не подозревают, что здесь много национальных направлений, что это не единый пласт, а много разных слоев.

При этом Никита Рассказов считает, что деятельность лейбла Ored Recordings — это прекрасный пример работы с ритмическими конструкциями, звуковыми качествами, потенциалом материала, те самые шаги, которые не только сохранят старинную этническую музыку в архивах, но и превратят ее в нечто большее, возможно, даже в какую-то основу для творчества современных музыкантов.

IT и локальная сцена

От размышлений о судьбах этнической музыки в мире в целом и в России в частности публике пришлось переключиться на вполне неожиданную на этом фоне тему — программу вечера продолжила лекция директора ITV Group Мурата Алтуева «IT-сфера: от диплома программиста к практике и инновациям».


— У нас есть разные инициативы, связанные с образованием в IT-сфере, — объясняет Мурат. — Я хочу показать, как из вот этих маленьких кирпичиков, из того, что мы делаем, шаг за шагом, мы планируем прийти к чему-то действительно большому. Собственно, вы видите это в названии лекции.

Начав разговор с эволюции компетенций, Алтуев бодро, увлекательно и максимально доступно рассказал о том, как изменились необходимые не только для работы, но и для комфортной жизни навыки и знания в бытовом и в рабочем смысле, объяснил, какие цели ставит перед собой и своей компанией, порассуждал о том, как развиваться и что делать, чтобы добиться успехов в IT-сфере. Кажется, даже те слушатели, которые изначально не были «в теме», увлеклись и включились в беседу.
От размышлений о судьбах этнической музыки в мире в целом и в России в частности публике пришлось переключиться на вполне неожиданную на этом фоне тему — программу вечера продолжила лекция директора ITV Group Мурата Алтуева «IT-сфера: от диплома программиста к практике и инновациям».

— У нас есть разные инициативы, связанные с образованием в IT-сфере, — объясняет Мурат. — Я хочу показать, как из вот этих маленьких кирпичиков, из того, что мы делаем, шаг за шагом, мы планируем прийти к чему-то действительно большому. Собственно, вы видите это в названии лекции.

Начав разговор с эволюции компетенций, Алтуев бодро, увлекательно и максимально доступно рассказал о том, как изменились необходимые не только для работы, но и для комфортной жизни навыки и знания в бытовом и в рабочем смысле, объяснил, какие цели ставит перед собой и своей компанией, порассуждал о том, как развиваться и что делать, чтобы добиться успехов в IT-сфере. Кажется, даже те слушатели, которые изначально не были «в теме», увлеклись и включились в беседу.

Стоит отметить, что Алтуев давний друг «Платформы» и всегда активно участвует в организации сезонных фестивалей в качестве сподвижника, спонсора, союзника, а вот в качестве лектора выступил здесь впервые.
Следом за Муратом вниманием гостей «Летней платформы» завладел Степан Казарьян. Приготовившуюся было слушать публику молодой человек, организующий самый крупный андеграунд-фестиваль «Боль», сразу предупредил, что молча отсиживаться в углу не получится.

— У нас не лекция, а ворк-шоп, будьте готовы разговаривать! — едва появившись на сцене, объявил Казарьян.

Степан рассуждал о том, что такое сцена не в прямом «физическом» смысле этого слова, заставлял зрителей задуматься о том, что же входит в это понятие и как формируется локальная сцена в отдельно взятом городе.

— На самом деле, способов сформироваться у локальной сцены немало. Этому может способствовать местный музыкальный лейбл, как это у вас делает Булат Халилов, — отметил Казарьян.

Живой диалог со спорами, эмоциями и новыми идеями по-настоящему захватил и спикера, и публику. И все же, когда подошло время подводить итоги разговора и переходить к музыкальной части программы, ощущалось, что такой мощный тройной интеллектуальный блок немного утомил гостей фестиваля.

Я живу в России

За 15 минут между ворк-шопом и концертной частью вечера зрительный зал трансформировался — все пространство от сцены почти до самого центра занимала рассевшаяся прямо на полу молодежь. Оказавшись на сцене, музыканты честно сообщили, что играть в таком составе да еще и акустику не привыкли. Зал одобрительно гудел и ждал.

Кажется, участники московской группы «Пасош» совершенно не ожидали того приема, который получили в этот вечер. С первых же аккордов публика стала восторженно кричать, подпевать. Выступление быстро набирало обороты, Петар Мартич и Кирилл Городний не просто взаимодействовали с публикой, а, кажется, заряжали даже сами стены актового зала Дома профсоюзов. Усидеть на месте не мог никто. Строки «Я живу в России и мне не страшно…» толпа буквально скандировала, а не подпевала, но Петар и Кирилл вроде бы остались довольны таким мощным совсем не бэковым бэк-вокалом своих нальчикских поклонников.

И вот отзвучали последние ноты невероятно мощного, эмоционального до полной перезагрузки мыслей и чувств выступления группы «Пасош». С неким чувством опустошенности зрители покидали здание, но расходиться никто не спешил.
Это были жаркие три дня, несмотря на не слишком приветливую погоду. Остается только с грустью сообщить, фестиваль городской культуры «Летняя платформа» в Нальчике завершен. Он успел собрать в социальных сетях море положительных отзывов и совершенно точно останется в памяти всех, кто соприкоснулся с этим событием, самой яркой точкой лета-2020. Но есть и хорошая новость — можно начинать ждать следующую сезонную «Платформу».
Дарья Шомахова
текст
Татьяна Свириденко
фото

Читайте также